|
|
Развитие интелектуальных и познавательных способностей для детей дошкольного возраста средствами физической культуры. |
Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры» Инструктор по физической культуре Чурсина Ольга Анатольевна С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательной организации и каждому педагогу надо переосмыслить содержание и форму работы с детьми. В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется в условиях реализации тематических модулей, каждый из которых имеет свою направленность в развитии дошкольников: физическое, художественноэстетическое, познавательное, социально-коммуникативное и речевое. Модульная организация образовательного процесса позволяет осуществлять тесную межпредметную связь в течение всего дня, что благотворно влияет на развитие личности в целом. Задачи образовательной области «Физическая культура» должны быть направлена не только на развитие физических качеств, но и становление интеллектуальных качеств, и развитие познавательных способностей каждого ребенка. Построение непосредственной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО предполагает «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности», в том числе и двигательной. Какими же средствами физической культуры можно согласовывать познавательную направленность с двигательными компонентами и проследить, как влияют они друг на друга? А ключ к этой задаче – интеграция. В начале занятия мы мотивируем детей, актуализируем их опорные знания, ставим проблему и ищем пути её решения. В практической деятельности преодолеваем границы «незнания», закрепляем изучаемый материал, и на последнем этапе оцениваем и осознаем результат деятельности. На каждом этапе двигательной активности создаются условия для развития интеллектуального и познавательного потенциала дошкольников. На примере конкретного занятия я расскажу, какие средства физической культуры я использую, и какое действие они оказывают на интеллектуальное и познавательное развитие малышей. В рамках познавательного модуля «Мир вокруг нас» в конце ноября я проводила занятие «Тайны хвойного леса». Цель. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; развитие познавательного интереса к растительному миру в двигательной активности. Задачи: Область "Физическая культура": создать условия для совершенствования прыжков разными способами, развивать ловкость, быстроту реакции, выполнять общеразвивающие упражнения под музыку; совершенствовать игровые упражнения на платформе. Область "Познание": создать условия для расширения кругозора о хвойных деревьях, их пользе (изготовление предметов из древесины), прививать любовь и бережное отношение к природе и ее богатствам. Оборудование: деревянные спилы по количеству детей, бумажные полотенца, деревянный конструктор, песок с янтарными камушками, масло сосны и ели, мнемотаблица "Что изготавливают из хвойных пород деревьев". На первом этапе была создана мотивационная ситуация: дети увидели деревянные плоские фигуры (кленовый лист, снежинка, сани, елка), вспомнили признаки окончания осени и назвали первые признаки наступления зимы. На данном этапе совершенствовалась память, расширялся словарный запас. Далее вся группа отправлялась в путешествие «на санях» в лес, называя коней (зимние месяцы), которые управляли их «санями», выполняли ритмическую гимнастику «Три белых коня». Здесь развивалось пространственное восприятие, двигательная и образная память, нагляднообразное мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в пространстве. На основном этапе создавались условия для совершенствования всех видов движения. Дошкольники увидели «вырубленный» лес: остались одни пенечки, на них дети вставали и разгадывали тайну вырубленного леса, затем выполняли прыжки и шаги с заданием, далее переворачивали по одному пеньку, находили там картинку, которая показывала, что делают из дерева, выполняли двигательное упражнение и наклеивали эту картинку на деревянную рамку в окошки. Под пенечками лежали картинки со следующими изображениями: 1. «Бумага». Здесь дети выполняли пальчиковую гимнастику «Бумага», двигательное упражнение «Бумажный ручеек», который дети делали сами из бумажного полотенца и выполняли прыжки на двух ногах боком. Совершенствовалось умение ориентироваться в пространстве, стимулировалась мыслительная деятельность. 2. «Дом». Проводилась эстафета «Выстроим дом» с помощью деревянного конструктора. Развивалось пространственное восприятие, наглядно-образное мышление. 3. «Скрипка». Под звуки скрипки был организован игровой стретчинг. У детей развивалось образное мышление, двигательная и образная память. 4. «Лекарственные растения». Выполнялась дыхательная гимнастика «Хвоя». Дети объясняли, чем отличаются запахи разных хвойных пород. Развивалась речь, память, воображение, образное мышление. 5. «Игрушки для детей». Игровое упражнение с предметом – деревянным вагончиком - дети выполняли, подлезая под дуги разной высоты. Совершенствовалось внимание, двигательная и слуховая память. 6. «Мебель». Упражнения проводились на гимнастической скамейке. Развивалась речи через формирование умения произвольно выполнять двигательные действия с использованием знаков языка. 7. «Янтарь». Заучивались считалки, упражнения для мелкой моторики рук в песке. Закреплялись знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина), в одном упражнении объединялись двигательные и сенсорные мыслительные процессы с целью обеспечения сознательного выполнения действий. 8. «Новогодние игрушки». Дети украшали новогоднюю елку. Развивались способности быстро ориентироваться в пространстве. На заключительном этапе дети смотрели на «окошки» и вспоминали о пользе хвойных деревьев. Одно окошко осталось пустым. Дошкольники предлагали свои варианты, чем его заполнить. И так как елочка росла одна среди пенечков, то дети предложили помочь нашей новогодней красавице, и чтобы ей одной не было скучно, посадить новый здоровый лес. Малыши взяли трафареты елок и на «санях» отправились в свою группу рисовать елочки. На данном этапе совершенствовалась речь, зрительная память, внимание, образное мышление. Построенные таким образом занятия по физической культуре позволяют согласовать познавательную направленность занятия с двигательными компонентами, а, значит, обеспечить развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников средствами физической культуры. |
|
|
| | |