|
|
Подвижные игры в группе |
Дракон Дети берутся за руки или становятся паровозиком друг за другом (положив руки на плечи друг другу или на талию). Впереди стоящий — голова дракона. Последний в шеренге — драконов хвост. Теперь голова дракона должна поймать свой хвост, при этом сам дракон должен «не развалиться». На месте головы и хвоста должен побывать каждый. Дети могут упасть, поэтому игру нельзя проводить на твердом покрытии (особенно асфальте), лучше всего — трава или песок. Курица и коршун Выбирается водящий — это «коршун». Все остальные становятся паровозиком. Стоящий впереди — «курица», остальные — ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка», а «курица» и остальные «цыплята» не дают ему это сделать. Разрывные цепи Дети делятся на две команды, состоящие из равного количества человек. Команды берутся за руки и становятся друг против друга на расстоянии 10 м. Посовещавшись, одна из команд вызывает кого-то из другой команды. Он бежит, стремясь разбить цепь противоположной команды. Если ему это удается, он забирает кого-то из тех, чьи руки расцепились, к себе в команду. Если нет, то присоединяется к другой команде. Побеждает команда, которая полностью «взяла в плен» противника. Менялки Чертится круг из кругов (домиков). Число домиков — на один меньше, чем количество детей. Водящий — в центре большого круга. Все остальные сидят в домиках. По сигналу все дети должны поменяться домиками, а водящий в это время пытается успеть занять чужой дом. Оставшийся без дома — становится водящим. Игра может проводиться и дома. Тогда домиками становятся стулья. Кукушка В линию чертятся круги-гнезда (или ставятся стулья). Число гнезд — на одно меньше количества детей. Выбирается водящий — «кукушка». По сигналу «День» все вылетают из гнезд. По сигналу «Ночь» — занимают свободные места. Тот, кому места не хватило, становится «кукушкой». ЛОВУШКИ Двое берутся за руки и начинают ловить остальных, пытаясь поймать кого-то в круг (сцепив две другие руки). Все пойманные становятся между водящими и помогают им переловить остальных, образуя «змейку». Если между дошкольниками есть разница хотя бы в год, это дает им значительное физическое преимущество. Поэтому придумывайте дополнительные правила, чтобы «уравновесить силы противников». Например, в догонялках более быстрым детям нужно догнать малышей два раза, чтобы те покинули круг. То же касается и взрослых участников игры: не стоит откровенно поддаваться ребенку (особенно, если ему уже 6 лет), лучше усложните себе задачу. Игра должна быть справедливой. Радуга Чертятся две линии. Выбирается водящий — радуга. Он становится между этими линиями. Все остальные — на одной из них. Радуга отворачивается от детей и называет какой-либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребенка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет — должен пробежать так, чтобы радуга не осалила его. Пятнашки Чертятся две линии на расстоянии б м одна от другой. Выбираются двое водящих. Дети должны перебежать от одной линии к другой, а водящие в это время их салят. Кого осалили — выходят из игры. Побеждает самый неуловимый. НЕ СПИ, НЕ ЗЕВАЙ Материал: длинная веревка, концы которой связаны между собой. Ход игры Выбирается водящий. Играющие образуют круг, держа веревку двумя руками сверху. Водящий ходит по кругу, произнося слова: “Не спи, не зевай, руки быстро убирай!”- стараясь коснуться рук одного из играющих. Задача играющих - вовремя убрать руки, отпустив веревку. По ходу игры веревка не должна падать на землю, поэтому, как только водящий отходит, играющий, которого он хотел осалить, сразу же берет веревку. Тот, кого водящий осалил, меняется с ним ролями. ВЕСЕЛАЯ АРИФМЕТИКА Материал: мяч. Ход игры Играющие стоят, образуя круг. По команде ведущего, например, “8” - игроки перебрасываются мячиком и называют числа, дающие в сумме “8”. Один говорит: “Три”, - и кидает мячик другому, он ловит и отвечает: “Пять”, - и тут же дает задание следующему игроку и т. д. Можно сразу переходить к другому числу, а можно перечислять все числа, которые в сумме дают восемь. Называются любые числа в зависимости от знаний детей. Можно также ускорить темп игры. Если ребенок ошибается несколько раз, то он выбывает из игры. Капканы Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан. Городки Принцип игры аналогичен боулингу. На расстоянии 8-10 метров от стартовой линии устанавливаются вплотную кегли, кубики, коробки или пластиковые бутылочки с песком в количестве 5 штук. Каждый участник команды получает право на один бросок, после которого мяч переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает 1 очко. Все сбитые мишени устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий, т.е. набравшая больше очков. Белочка с орехами Белка – пушистый, подвижный и очень ловкий зверек. Она прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, ягоды и орехи. Для этой игры приготовьте для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному мячу. Обручи расположите в шахматном порядке на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача «белочек» пронести орех (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворотной отметки и затем обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Игру можно усложнить, если «орехов» будет два или три, так как удержать их будет сложнее. Каракатица Большинство насекомых и животных передвигаются на четырех конечностях. Когда-то и наши предки передвигались таким же способом. Давайте попробуем, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: «бег на четвереньках головой вперед», «бег на четвереньках головой назад» (так передвигается рак) и «бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами». Последний самый сложный, но самый смешной и занимательный для детей способ. Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега Летающий платок С помощью считалки дети определяют ведущего Он говорит: Один, два, три, Скорей беги! После этого участники разбегаются врассыпную. Один из игроков держит платок с завязанным узелком. Ведущий старается догнать его и коснуться рукой. Игроки могут перебрасывать платок друг другу. Если платок упадет на землю, игра прекращается, и только после того, как платок снова поднимут, ведущий опять начинает свою погоню. «Наступление» Все игроки встают в круг, выставляя в центр одну ногу, носки выставленных ног игроков должны соприкасаться в центре. Все начинают говорить: «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем наступать!» - на последнем слове все отпрыгивают в разные стороны. Тот, кто первый крикнет: «Я - первый!», тот и начинает. Игра заключается в том, чтобы прыгнуть на соседа при этом, наступив ему на ногу, сосед же должен успеть отпрыгнуть и, если успел, прыгнуть на следующего игрока (по часовой стрелке, начиная с первого). Тот, кому наступили на ногу выбывает из игры. А игрок наступивший, имеет право на внеочередной прыжок и прыгает на следующего игрока по часовой стрелке. Игра до последнего. «Броуновское движение». Дети выстраиваются в круг, а ведущий выкатывает внутрь круга теннисные мячики. Задача детишек – не давать мячикам остановиться или покинуть пределы круга. Подталкивать мячики можно руками или ногами. Победит та команда, которая удержит наибольшее количество мячиков. Подвижная игра «Летучий мяч» Дети собираются в каком угодно количестве в просторной комнате или в чистом дворе и запасаются мячом довольно большой величины. Участвующие в игре группируются таким образом, что образуют род круга и лицами обращаются к центру его. Расстояние между поместившимися в вышеуказанном порядке детьми равняется приблизительно двум шагам. По данному сигналу дети начинают перебрасывать от одного к другому мяч, по разным, однако, направлениям, причем один из участвующих, находящийся внутри круга, изо всех сил старается перехватить мяч, чтобы дать ему добраться до цели, т. е. до того товарища, в чью сторону он был направлен. Перехватив мяч, он овладевает им и немедленно становится на место того из участвующих, который в последний раз так неудачно бросил мяч. Главным элементом игры является метание мяча, — упражнение чрезвычайно полезное для детей, так как оно развивает и укрепляет мускулы верхних конечностей. Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых правил. Так, участвующие должны все время сохранять раз захваченные места. В то время, как один из участвующих бросает мяч по направлению к одному из товарищей, находящийся в центре круга не должен приближаться к нему больше, чем на 3—4 шага. В том случае, когда играющий так неловко бросил мяч, что последний не попал в руки того, кому он предназначался, а пролетел над его головой, он наказывается тем, что меняется местами с находящимся в центре круга. Малороссийская подвижная игра в мяч Дети собираются во дворе или в обширной комнате; число их может быть как угодно велико; они разделяются на группы, считая по пяти человек в каждой и захватывают по одному мячу средней величины. Прежде чем приступить к игре, дети ограничивают приблизительно квадратное пространство, величиной в несколько сажен. Из каждой группы избирается один участник и становится в центре устроенного таким образом квадрата, которому дают название города. Остальные 4 детей из каждой группы занимают места по четырем сторонам квадрата. Один из этих четырех детей снабжается мячом и старается во что бы то ни стало попасть им в того, который поместился в центре, притом он, кроме ловкости, пускает в ход также и хитрость, а именно прицеливается будто бы в товарища, находящегося на одной из сторон квадрата, и лишь только ему удается отвлечь внимание «центрального», как он быстро меняет направление и бросает в него мяч. Находящийся в центре должен всячески увертываться для того, чтобы защитить себя от нападения, и когда это ему удается, т. е. когда бросивший мяч промахнулся, он меняется ролями с центральным. В том случае, когда мяч попал в цель, четверо, стоящие по сторонам квадрата, обращаются быстро в бегство, между тем, стоящий в центре ловко подхватывает мяч и бросается за ними вдогонку, стараясь во что бы то ни стало коснуться мячом одного из бегущих, т. е. запятнать его; за черту огороженного города ему не разрешается выходить. Если ему удастся запятнать кого-нибудь из бегущих, он меняется с ним ролями, — в противном случае безропотно покоряется своей участи и по-прежнему занимает центральное место в городе. Игра эта доступна малолетним и доставляет им громадное удовольствие; она основана на беге и метании, оба процесса очень полезны, так как укрепляют детский организм. «Звери» Местом для игры избирается просторная комната или пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе. На противоположных концах избранное для игры место ограничивают неширокими полосами. Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона зверей, остальное пространство, соединяющее эти два отделения, носит название поля. Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующим образом. Один из них назначается владельцем зверей, другой — покупателем, остальные участники игры изображают собой различных зверей: слона, тигра, льва, лисицы и т. п. При этом все действующие лица устраиваются таким образом, что покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходят в так называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож. В начале игры к хозяину подходит покупатель и осведомляется, находится ли среди его зверей хотя бы слон; получив утвердительный ответ, он спрашивает о цене. Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия покупателя руку будто бы за деньгами. Вместо денег он получает по легкому удару, количество которых соответствует количеству рублей, назначенных за зверя, причем при первом ударе проданный зверь бегом спасается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении его, возвращается в загон. В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо всех сил поймать его. В случае успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он гонится, затем таким же точно образом, как за первым. В случае промаха, т. е. если покупателю не удается поймать купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чем зверь превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название, которое носил зверь. В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока не будут проданы и пойманы все звери. В том случае, когда число участников очень велико и для поимки всех зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившее детей, так как в противном случае цель не будет достигнута и дети вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к ней отвращение. Игра в «зверей» также основана на беге, т. е. физических упражнениях; все остальное — это аксессуары,. делающие игру занимательной «Мадам» Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая: «По полям, по долам. Получается - мадам! Угадаешь число, Будешь - Во!» На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги. Теперь по очереди каждый называет цифру и начинает соединять ноги не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки - при этом считая каждое движение, если число совпадает с названым, игрок остается в игре, если нет - выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками. «Зайчик» Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор или просторную комнату. Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком. Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, при чем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки. Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями. Находящийся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место. Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями. В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится попрежнему водящим. В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, — оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается. Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление. «Лошадки» Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной комнатой. Участников может быть какое угодно количество. Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника. Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера. После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыванию пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его. Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина. Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны!», кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны. Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте лошадей!». После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей. Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна. Гусеница Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно «Медведь» Число играющих может быть как угодно велико, причем местом для игры служит также просторная классная комната или обширный двор или площадь, прилегающая к школе. Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, — последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой. По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора или классной комнаты в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его. Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры. По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег. "Быстрый и ловкий" Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель). Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов. Солнышко Э. Лагздынь Текст читается неторопливо, с мягкой интонацией. Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки! Мы колечки соберем, Золоченые возьмем. Покатаем, поиграем И тебе назад вернем! Играющие образуют круг. В центре круга — «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета. Вариант первый. На строки 1—4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5—7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов-команд четыре). На последнюю строку играющие выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол. По сигналу ведущего (звучание бубна) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее. Вариант второй (спокойная игра). Дети стоят по кругу. На строки 1—2 все идут вправо, делая три притопа на слово «речки», на строки 3—4 идут влево, делая три притопа на слово «колечки». На строки 5—6 играющие разбираются по парам (договариваются заранее), берутся за обе руки и кружатся спокойным шагом. На слово «возьмем» подают друг другу правую руку и продолжают кружиться вправо. На последнюю строку, сменив руки, кружатся влево. «ЗАНЯТЬ ПОЗИЦИЮ» Дети выстраиваются в колонну, первый из них – командир, за ним следуют все дети. Командир раздает команды: «налево!», «направо!», «стой!» и т. д. – дети их выполняют. Как только командир произносит: «занять позицию» - крайний (последний) в колонне ребенок замирает на месте и далее команда марширует без него. Когда расставлены все посты, командир начинает собирать колонну – подходит к каждому из постов по очереди и произносит: «встать в строй!». Когда все посты сняты и колонна в сборе, командиром становится следующий участник. «БЕРЕГИСЬ, БУРАТИНО!» У одного из играющих на голове колпачок. Он – Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они меняются ролями. «РЯБИНОВЫЕ БУСЫ» Оборудование: две бутафорские иглы, выполненные из картона, длиной 20-12 см. и 2 клубка цветного шнура (тонкой веревки). Играющие выстраиваются в две шеренги ( по 10-12 человек в каждой) одна против другой. Первым номерам каждой шеренги дается по игле, а последним номерам – по клубку шнура. По сигналу, разматывая клубок (его игрок из рук не выпускает), конец шнура передает из рук в руки вдоль шеренги. Когда он попадает к первому игроку, тот продевает его сквозь ушко иголки и возвращает второму, который передает его дальше вдоль шеренги в обратном направлении. Когда конец шнура вернется к последнему игроку и шнур, продетый сквозь иглу, окажется сложенным вдвое, т.е. все бусы будут нанизаны, игроки поворачиваются направо (или налево) и, вслед за ведущим, держась за нитку, быстрым шагом обходят площадку по периметру (границы должны быть обозначены) и возвращаются на прежнее место. Побеждает команда, раньше выполнившая задание. «ЗАПАСЫ НА ЗИМУ» Оборудование: круглые картонные фишки диаметром 4-5 см. Все играющие изображают белочек и находятся за кругом. Водящий (выбранный с помощью считалки) – куница – встает в середину круга. Белочки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают орешки (внутри круга рассыпаны картонные фишки). Куница бегает по кругу и старается поймать их. Белочка, до которой дотронулась куница, все собранные орешки высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных белочек. «ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР» Оборудование: шарф или платок. Выбирается водящий – холодный ветер. Все игроки становятся в колонну по одному, руки опущены. Водящий идет вдоль колонны и передает кому-нибудь в руки незаметно для остальных шарф или платок ( в колонне никто не должен оглядываться). Получивший шарф бежит вперед и старается осалить им стоящего первым в колонне. Бывший холодный ветер встает на освободившееся место. Если стоящий первым в колонне заметит подбегающего к нему с шарфом, то бежит с другой стороны колонны к ее концу, стараясь встать позади последнего прежде, чем его догонит и осалит бегущий с шарфом. Тот из них, кто окажется менее быстрым, становится холодным ветром и начинается новый кон игры. Правила. 1. Заметившие, что шарф передан, не должны сообщать об этом другим игрокам. 2. Если стоящий в колонне оглянется, то он становится водящим. «С СЕВЕРА НА ЮГ» На земле расчерчиваются классы: С Е В Е Р 1 3 У Р А Г А Н 6 4 7 5 У Р А Г А Н 8 10 Ю Г 9 2 Участник игры бросает свой камешек в первый класс, на одной ноге прыгает в этот же класс, из первого класса толкает его во второй, в третий, а затем через ураган в четвертый и т.д. Из седьмого класса игрок или вышибает камень сразу через все классы в юг, или толкает его, прыгая на одной ноге из класса в класс по порядку. Правило. Если камешек попал в ураган, игру можно начинать сначала, с первого класса. «СЕРАЯ ШЕЙКА» Играют 5-10 детей на площадке 10-15м в поперечнике. Обозначают границы площадки. Выбирается Серая Шейка – хромая уточка. Остальные игроки размещаются произвольно по площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: «Солнце разгорается, игра начинается» - Серая Шейка прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, старается осалить кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний не осаленный игрок становится хромой уточкой. Игрок, вставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным. «САЛЮТ» Цель: воспитывать умение действовать в коллективе согласованно. Дети набирают как можно больше шариков из бассейна и кладут их на парашют. Затем берут парашют за края и медленно поднимают и опускают на счет «раз, два, три». После слова «три!» бросают шарики вверх и разбегаются. Затем собирают шарики, снова кладут их на парашют, и игра повторяется. Вратари. Играть в эту игру хорошо на льду или на снегу, если он плотный, хорошо утоптан. Встаньте в круг - примерно в метре друг от друга. В середине тот, кто оказался водящим. У ног его льдинка или шайба, которую он, не сходя с места, должен постараться выбить за пределы круга. Но сторожа-то льдинку не пускают, задерживают её ногами и отправляют назад водящему. А вот тот, кто зазевается и пропустит льдинку справа от себя 3 раза, должен будет занять место водящего. Снежные воротца. На хорошо утоптанном снегу сложите небольшую горку из снега, проделайте в ней несколько отверстий-воротец, в которые могла бы пройти хоккейная шайба. Возьмите в руки клюшки, расположитесь вокруг горки в 2-х метрах от нее. Водящий-сторож отбивает шайбу, которые другие игроки пытаются забить в воротца. Кто кого перетянет? На снегу чертят круг диаметром в метр. Связывают пару санок крепкой веревкой (длиной 3-4 метра). Санки нужно поставить так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от круга и чтобы веревка проходила через центр круга. Соперники садятся на санки. Руками надо держаться за санки - не за веревку! А ногами упираться в снег. По команде игроки начинают отталкиваться ногами, пытаясь выйти из круга и, тем самым, втянуть соперника в круг. Проиграл тот, кто заехал в круг. Повторяйка. Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое. Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры. Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшийся последним. Щиплем перья. Вам понадобятся бельевые прищепки. Несколько детей будут ловцами. Им дают бельевые прищепки, которые они цепляют себе на одежду. Если ловец поймает кого - либо из детей, он прикрепляет ему на одежду прищепку. Побеждает тот ловец, который первым освободится от своих прищепок. Цап - царап. Для игры нужны стулья для каждого ребёнка и мяч. Дети сидят на стульях в кружок. В центре - водящий с мячом. Водящий бросает мяч одному из детей. Если он при этом кричит "Цап ", то ловящий мяч должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало "Царап!", нужно назвать имя соседа справа. Кто ошибётся, сменяет ведущего. Когда кому - либо надоест бросать мяч, то можно положить мяч на землю и сказать: "Цап - Царап". Тогда все тотчас должны поменяться местами, а водящий в это время, - быстро занять освободившийся стул. Совет: Перед началом игры убедитесь, что дети знают, как кого зовут и напомните где "лево" и "право". Догони мяч. Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего: Мимо леса, мимо дач Плыл по речке красный мяч. Увидала щука. Что это за штука? Хвать, хвать! Не поймать. Мячик вынырнул опять. Он пустился дальше плыть. Выходи, тебе водить. Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остаётся свободным. Пятому от водящего ребёнку дают большой мяч. Дети дружно произносят: "Раз, два, три - беги!" На этот сигнал играющие начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдёт мяч. Игра повторяется с новым ведущим, выбранным с помощью той же считалки. Луна и звёзды С помощью считалки выберите водящего - это будет Луна. Все остальные дети - звёзды. Можно сделать обручи из плотной бумаги на голову с луной и звездами. Начертите на земле большой круг. Это территория Луны. Звёзды должны дразнить Луну, забегая на её территорию. Луна может заморозить звезду, дотронувшись до неё. Другая звезда может её спасти, тоже тронув её. Когда все звёзды заморожены, Луной становится другой ребенок. "Круговорот" Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается, и дети, ее образующие, бегут в начало колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй – слева. Оказавшись впереди колонны, дети вновь образуют пару, и игра продолжается "Меняемся местами" В центре площадки кладется длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу "Беги!" все дети врассыпную бегают по своей площадке. По второму сигналу "Меняйтесь!" команды бегом меняются местами. Побеждает команда, дети которой в полном составе первыми перебежали на другую сторону площадки "У кого больше предметов" По всей площадке хаотично разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая предметов и друг друга. По сигналу (удару в бубен, свистку) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше. Количество предметов должно быть больше числа детей в 3–4 раза "Найди свой кубик" В произвольном порядке разложены обручи, в каждом из которых стоит ребенок и лежит цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не толкаясь и не подбегая к обручу до второго сигнала. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. В это время воспитатель меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза. Каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в обруч, пролезть через него и поднять его над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание Перенеси предмет" По всей площадке разложены обручи (по количеству играющих), в которых расположено одинаковое количество предметов (кубики, прыгалки, мячи), и один большой запасной обруч, равноудаленный от всех других. Каждый ребенок стоит у своего обруча. По сигналу играющий должен взять из своего обруча один предмет, отнести его в запасной обруч, проделывая с предметом разные упражнения. Дойдя до запасного обруча, положить в него предмет, быстро вернуться к своему обручу за вторым предметом и так далее до тех пор, пока все предметы не будут перенесены. Выигрывает тот, кто скорее перенесет все свои предметы и четко выполнит упражнения "Поймай мяч в воздухе" Воспитатель бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20–30 см). Ребенок ловит мяч и удерживает его на ракетке. Далее дети играют в паре друг с другом аналогичным способом "От пола на ракетку" Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2–4 шагов. У одного ребенка в руках теннисный мяч, у другого – ракетка. Первый ребенок бросает мяч об землю так, чтобы он отскочил от земли. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать «"Заведи мяч в "воротики"» Дети строятся в две колонны у намеченной черты, перед которой ставятся несколько дуг ("воротиков"). По сигналу ребенок начинает вести мяч правой или левой ногой через "воротики", сам пролезает под "воротиками", догоняет мяч, разворачивается и ногой ведет мяч к черте. Дойдя до нее, отдает мяч впереди стоящему и встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение "Пролезь в обруч" На землю вертикально поставлен обруч. Дети пролезают в него ногами вперед, опираясь на руки. Затем берут обруч одной рукой и держат его вертикально, пролезают в него, не отпуская и не перехватывая его вверху другой рукой. Далее обруч укрепляется на стойках. Дети, не касаясь земли, пролезают в него прямо или боком, вытягивая вперед руки и опираясь на них "Мяч сквозь обруч" Несколько детей выстраиваются в линию, держа в руках обруч (каждый обруч находится в правой руке одного и левой руке другого ребенка, количество обручей – на единицу меньше числа стоящих детей). Двое играющих детей проходят вдоль стоящих (один спереди, другой сзади), перебрасывая друг другу мяч сквозь обруч. При непопадании в обруч играющий заменяет стоящего в шеренге. Смена играющего и стоящего происходит и тогда, когда играющий роняет мяч "Догнать соперника" Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2–3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает "Найди пару в кругу" Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга – водящий. По первому сигналу воспитателя дети внутреннего круга идут шагом, а наружного – бегут. По второму сигналу воспитателя дети наружного круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим "Кто дальше" Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступая от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены Кто скорее с мячом" Дети стоят в шеренге по 5–7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8–10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает его и возвращается к старту "Задержи мяч" Дети образуют круг, в центре которого стоит водящий с мячом. Он по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. Тот, к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно водящему "Не давай мяч" Играют все дети. Один из них – водящий. Все, кроме водящего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Водящий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится водящим, а прежний водящий занимает его место "Скорее в обруч" На земле произвольно разложены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу "Беги!" они бегают вокруг своего обруча, по сигналу "В обруч!" – впрыгивают в него и приседают "Не теряй домик" На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время воспитатель убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т. д. На слова воспитателя "Все в домик!" дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим «СМЕЛЫЙ ОХОТНИК» Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии 6-8 метров стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя драконов, считает вслух до 5 (10). На счет 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника. «СБЕЙ ГРУШУ» (с элементом спортивной игры) Участники игры делятся на две команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по одному мячу, диаметром 15-25см и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 метров от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5-6 раз, подсчитывается общее количество сбитых груш. Выигрывает команда, которая сбила большее количество груш. «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» Дети стоят в двух – трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. «ПЕРЕПРАВА НА ПЛОТАХ» Команды построены в колоннах по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не разрешается становится ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»). Выигрывает команда первой и без потерь закончившая «переправу». «ПЕРЕДАЙ МЯЧ» Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена. Варианты передачи: - над головой; - справа или слева; - внизу между ног; - в положении сидя на полу или на скамейке. «ПЕРЕДАЙ – САДИСЬ» Играющие выстраиваются в две или три колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 метра в кружках – водящие. У них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает мяч первому в своей колонне. Поймав мяч ребенок перебрасывает его водящему и садится на пол. водящие бросают мяч вторым, потом третьим играющим и т.д. Получив мяч от последнего играющего своей команды, водящий поднимает его вверх, а все участники команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, в которой водящий первым поднял мяч и все дети успели быстро подняться. «ПРИВЕТИКИ» Под спокойную музыку дети медленно бегают врассыпную или выполняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается – играющие должны приветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т.д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обрывается; каждый ребенок выбирает себе пару, чтобы поздороваться. Игра проводится 5-6 минут. «ОЗОРНЫЕ ГНОМЫ» Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6-8 метров, в середине зала стоит ведущий – «волшебник» (преподаватель или ребенок). Дети, к которым водящий находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге. Игра проводится 2-3 минуты. «ЗАБЕЙ ГОЛ В ВОРОТА» (с элементом спортивной игры) Дети выстраиваются в две колонны, у каждого мяч. На расстоянии 2м от каждого ребенка стоят «ворота» (дуга). Первый игрок отбивает мяч ногой, стараясь попасть в «ворота», затем проползает на четвереньках под дугой, догоняет свой мяч, берет его и встает в конец колонны. Как только один игрок прополз под дугой, следующий отбивает мяч. Побеждает команда, игроки которой больше голов забили в ворота «ДЕНЬ И НОЧЬ» (с элементом спортивной игры) У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом ( броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на мате, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь. Игра продолжается 3-4 минуты. «БОЛЬШАЯ ЧЕРЕПАХА» Группа из 2-6 детей встают на четвереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытаются заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат или что подскажет вам ваша фантазия из подручных материалов, таких как большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас. «ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА» Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч. Указание. Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу. Усложнение. 1. Мячи разной массы. 2. Мячи разного размера. 3. Количество мячей более двух. «УСПЕЙ ПРОБЕЖАТЬ» Дети выстраиваются в шеренгу на расстоянии 3-4м от средней поперечной линии. На этой линии становятся два участника, вращающие длинную скакалку в направлении от шеренги. По сигналу игроки поочередно пробегают под скакалкой, стараясь ее не задеть. Пробежавшие участники выстраиваются в шеренгу на противоположной стороне площадки. Варианты: 1. Участники пробегают под вращающейся скакалкой парами, взявшись за руки. 2. То же втроем и больше. «УДОЧКА» Играющие стоят по кругу. Водящий, находясь в середине, крутит веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10см от пола. Все прыгают через веревочку, а задевший ее получает одно штрафное очко, после чего игра продолжается. Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов веревочки под ногами. «ЧЬЕ ЗВЕНО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТСЯ» Играющие делятся на несколько групп с одинаковым количеством детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Воспитатель раздает ведущим ленточки разного цвета. По цвету ленточки звено получает наименование –«зеленые», «синие», «красные» и т.д. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «На месте!» водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх. Остальные быстро собираются за водящим, равняются и стоят по стойке «смирно». Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: «Стой!». Все играющие останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места, поднимают ленточки и замирают. Воспитатель произносит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться за своим водящим. Указание. В игре можно использовать разные построения: в шеренги, в круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т.д. Можно ввести условие: «Делай как водящий» - и тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную водящим. «ТУННЕЛЬ» Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед и принимает упор лежа согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным способом ( попластунски, на низких четвереньках с опорой на предплечья) и принимает это же положение рядом с первым. Движение начинает третий участник и т.д. Задание выполняется 2-3 раза подряд. Выигрывает та команда, которая быстрее переползет за ориентир. Вариант 1 Построившись в шеренги, команды принимают исходное положение – упор лежа на согнутых руках. Направляющие и замыкающие стоят лицом друг к другу. В руках у направляющих мячи. По сигналу игроки отжимаются в упор лежа и, поднимая таз, принимают положение упора согнувшись. Направляющий толчком двух рук перекатывает мяч по туннелю и ложится на пол. замыкающий, поймав мяч, перебегает на место направляющего. В это время все остальные игроки сгибают руки, ложатся в и.п. Эстафета заканчивается, когда направляющий вернется на свое место. Вариант 2 Те же условия, но и.п. – упор сидя сзади, а в момент проката мяча – упор лежа сзади. «Я ЗНАЮ ПЯТЬ ЦВЕТОВ» Цель. Развитие самооценки, закрепление полученного умения четко и правильно выполнять физические упражнения. Оборудование. Пять разноцветных лепестков крупного цветка, на каждом изображение какого-либо физического упражнения. Пять участников стоят по кругу. Ведущий стоит в центре, бьет мячом об пол ( или подбрасывает его вверх), произнося с каждым ударом (броском) очередное слово: «Я знаю пять цветов». и перечисляет цвета пяти лепестков. Когда он называет последний цвет, участник с соответствующим лепестком выходит в центр и выполняет физическое упражнение, изображенное на обороте. После того, как все участники выполнят упражнения, можно поменяться лепестками. «ПЕРЕПРАВА В ОБРУЧАХ» Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой (на «берегу»), в руках у направляющего гимнастический обруч. По сигналу обруч надевают на пояс два первых игрока и быстро перебегают на другую сторону площадки – дистанция до 8-10м. первый номер остается за финишной чертой, а второй не снимая обруча быстро возвращается назад и повторяет задание с третьим номером, затем он сам остается на противоположенном «берегу», а «переправу» делает третий номер и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая «переправу». Вариант: Команды построены в колонны по одному перед стартовой линией «на берегу». В руках у направляющего два гимнастических обруча. По сигналу направляющие кладут на пол по обручу и становятся в них, затем быстро повторяют со вторым обручем и так до финишной черты противоположенного «берега». Вслед за направляющим, из обруча в обруч быстро проходят все участники игры. Последние игроки собирают обручи за собой. «ПОЖИРАТЕЛЬ РЫБ» Водящий – «пожиратель рыб» кричит: «Корабль!» - все дети бегут к той стене, на которую он указывает; кричит: «Берег!» - они меняют направление и бегут к противоположенной стене. По сигналу «Пожиратель рыб!» дети быстро падают на пол на живот и соединяются при помощи рук, ног или тел с одним или более товарищами. Пожиратель рыб передвигается по залу, расставив руки, не касаясь игроков. Дети все «вне опасности», если они находятся в физическом контакте с кем-либо из своих друзей. Как только «Пожиратель рыб» убедится, что все соединены со всеми, он подает сигнал: «Спасены!». В этот момент все дети вскакивают на ноги, берутся за руки и кричат: «Ура!», поднимая соединенные руки вверх. Игра повторяется в течении 5-7мин. Усложнение: По команде «Сардины!» все дети ложатся на пол как можно плотнее друг к другу; по команде «Все рыбаки!» дети садятся в колонну друг за другом в сед ноги врозь; по команде «Крабы!» встают в колонну в широкую стойку, наклоняются и соединяют руки; по команде «Сесть!» дети встают в круг и соединяются друг с другом ногами и руками. «ОХОТНИКИ И УТКИ» ( с элементом спортивной игры ) Взявшись за руки, играющие составляют круг. Рассчитавшись на первой-второй, образуют две команды: одни – охотники, другие – утки. Охотники остаются на своих местах в кругу, а утки переходят в середину круга. Перед носками стоящих в кругу проводится черта, за которую охотникам переступать нельзя. Охотники перебрасывают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки убегают, увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. Через некоторое время по сигналу воспитателя охотники подсчитывают свои трофеи. Команды меняются ролями. Ударять мячом можно только по ногам. «МЯЧ И ВЕРЕВКА» На средней линии зала на высоте 30см от пола натянута веревка. Играющие построены в две колонны, с одной и с другой стороны от веревки, спиной к ней. У направляющих колонн в руках мячи. По сигналу они начинают бег по кругу в одну сторону (вправо или влево), добежав до веревки, выполняют задание (проползают под веревкой попластунски или на четвереньках, или прокатываются под веревкой, или перепрыгивают на двух ногах), обегают команду соперников, опять выполняют задание с веревкой и, добежав до своей команды, передают мяч второму игроку, встают в конец колонны. Когда все игроки команды пробегают круг, направляющий поднимает мяч вверх. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. «МЯЧ НАД ВЕРЕВКОЙ» ( с элементом спортивной игры) Зал поделен пополам баскетбольной сеткой или веревкой. На каждой половине поля располагается команда игроков. Каждая команда старается перебросить мяч через сетку или веревку на площадку соперников так, чтобы он коснулся площадки, и одновременно не допустить этого на своей стороне. Игрок, поймавший мяч, должен бросить его обратно (или передать товарищу по команде). Игра ведется одним или двумя мячами. За каждую ошибку соперники получают очко. После этого мяч снова разыгрывается. Ошибкой считается: падение мяча, касание его площадки, положение мяча «вне игры», попадание мяча в сетку или проброс под ней. Игра продолжается 5-10 минут или до условного количества очков (10-20). Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Для более равномерного участия в игре игроки меняются местами (переход). «ЛОВКИЕ РЕБЯТА» Дети выстраиваются в шеренгу на расстоянии 4-5м от средней линии. На этой линии натянута веревка на расстоянии 1,5м от пола, за центр ее привязана еще одна, на конце которой в сетке мяч, почти касается пола. Под мячом два гимнастических мата. Инструктор крутит веревку с мячом по кругу таким образом, что мяч летит на высоте 3040см от пола. По сигналу дети поочередно перебираются на противоположенную сторону площадки, передвигаясь по матам заданным способом, не задев мяча (проползая по-пластунски, на четвереньках, подкатываясь, просто пробегая). Игра проводится 5-6 раз. «ЗМЕЯ В ТРАВЕ» Считалкой дети выбирают одного ребенка первой змейкой. Первая змея ложится на ковер животом вниз. Все бесстрашно собираются рядом с ней и дотрагиваются до змеи. Когда взрослый крикнет: «Змея в траве!», - все бегут, но не выбегают со змеиной площадке, а змея, передвигаясь на животе, старается ужалить как можно больше детей. Те, до кого она дотронулась, становятся тоже змеями. Последний попавшийся будет потом первой змеей. «ДЕНЬ, НОЧЬ, ОГОНЬ, ВОДА» Преподаватель дает команды: «День!» - дети свободно перемещаются по залу; «Ночь!» - замереть; «Огонь!» - нужно быстро залезть на предметы высотой не более 30-50см ( полусферы, гимнастические скамейки, гимнастическая лестница 1-я или 2-я ступенька, горка матов и т.д.); «Вода!» - дети ложатся на живот на пол, поднимают верхнюю часть туловища, руками имитируют плавание брассом. Команды даются быстро, в любом порядке, могут повторяться. Задача детей быстро и четко выполнять движения, соответствующие данной команды. Игра продолжается 3-4 минуты. «КАМНЕПАД» Для игры нужно начертить линии старта и финиша. Между ними рассыпать камешки чем больше, тем лучше. Все участники встают у линии старта и по сигналу одновременно начинают прыгать на одной ноге к финишной черте. По дороге игроки должны собирать рассыпанные камешки, но только в движении и не опуская ноги. За один наклон участник может взять не более одного камешка. Ребята не должны мешать друг другу и толкаться. Побеждает тот игрок, который соберет больше всех камней и придет к финишу первым. «ДВА ХОРОВОДА» Чем больше игроков будут играть в эту игру, тем веселее и интереснее. Сначала выбирают ведущего. Остальные игроки образуют два круга – один поменьше, другой побольше. Маленький круг располагается внутри большого. Они кружатся в разные стороны под музыку. Когда ведущий останавливает музыку, стоящие во внутреннем круге поднимают руки вверх, образуя «ворота». Игроки внешнего круга пробегают под «воротиками» туда и обратно. Когда музыка вновь включается, «ворота» закрываются, а те, кто остался внутри, считаются пойманными и становятся во внутренний круг. Когда во внутреннем круге станет больше ребят, чем во внешнем, хороводы меняются местами. «ЗАБАВНЫЙ ВЕНОК» Игроки договариваются, кто каким будет цветком, и рассаживаются на стулья. Ведущий начинает «плести венок», называя какой-либо цветок. Названный «цветок» берет за руки ведущего и, в свою очередь, называет следующий цветок. Дети бегают цепочкой, «собирая цветы». Когда венок сплетен, все становятся в круг и водят хоровод, приговаривая любые стихи. После слов ведущего «цветы увяли» дети разбегаются по местам. Тот, кто остался без места, продолжают игру, начиная «плести» новый «венок». «ЖУРАВЛИ» Дети берутся за руки и образуют цепочку – «журавлиную стаю». «Вожак», который выбирается считалкой, поет или говорит следующие слова: «Журавли, журавли, выгнетесь дугой». Все играющие в процессе ходьбы все выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп речи, продолжает: «Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который убыстряет шаги вместе с темпом музыки. «Журавли, журавли, извивайтесь как змея!» - вереница детей делают плавные зигзаги. Вожак поет дальше: «Змея сворачивайся в кольцо», «змея выпрямляется» и т.д. Игра выполняется в возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока цепочка не разрушится. Когда играющие запутаются игра начинается снова. «ЛИСТОПАД» Участники делятся на две команды. В каждой команде один из игроков принимает роль «березки» и «рябины», а остальные участники становятся «листьями». На груди у каждого игрока прикреплены соответствующие картинки. С одной стороны игрового поля становится «березка» со своими «листьями», а с другой – «рябина». По сигналу ведущего «листья» под музыку кружатся произвольно по залу; как только музыка замолкает, игроки быстро бегут к своему «дереву». Выигрывает та команда, которая быстрее всех соберется вместе. |
|
|
| | |